Дни науки в ИКИ: круглый стол «Технология фасилитации World cafe» (Мировое кафе)

Луганского государственного педагогического университета

Дни науки в ИКИ: круглый стол «Технология фасилитации World cafe» (Мировое кафе)

Открытие Дней науки в Институте культуры и искусств ознаменовалось мероприятием, объединившем все шесть кафедр – Круглый стол «Технология фасилитации «World cafe» (Мировое кафе).

World cafe (Мировое кафе) – метод сфокусированного неформального обсуждения. Сегодня этот метод пользуется большой популярностью во всем мире. Существует много компаний, которые специализируются только на этом методе и тематических интернет-сообществах. С 2000-х годов в России начинает распространяться технология фасилитации,  понимаемая как повышение групповой эффективности. Фасилитация (от англ. facilitate – помогать, облегчать) – это специальные действия, направленные на организацию групповой работы.

Хуанита Браун и Дэвид Айзакс (основоположники данного метода, Калифорния, 1995 г.), считают, что «здоровье любого сообщества определяется качеством разговора между его участниками», именно эффективное общение и лежит в основе метода «Мирового кафе».

Технология «Мировое кафе» идеально подходит, когда необходимо собрать информацию, организовать обмен мнениями большого количества людей по важным для организации или сообщества вопросам и проблемам; изучить возможности для дальнейших действий и принятия нестандартных решений. Важно, чтобы «все поговорили со всеми»; выработали общее видение проблемы; существует несколько точек зрения на один и тот же вопрос, и необходимо их упорядочить. Технология требует минимальной подготовки – определение темы и вопросов для обсуждения, но этот этап является важнейшим и определяет успех всего мероприятия.

Цель «Мирового кафе» – создание возможности для контакта не столько профессионального, сколько, в первую очередь, личного, по принципу: «Если заладились человеческие отношения, то и результат делового общения всегда будет успешным».

Задача участников «Мирового кафе» – собрать по возможности максимальный объем информации: впечатлений, мнений и оценок опытных специалистов.

А результатом такой работы должна стать «картина мира», полученная за весьма короткое время, отражение ситуации в умах присутствующих, иными словами, «срез общего мнения» по темам Круглого стола. Вопросы, которые обсуждали и презентовали участники:

1.  Взгляд современного студента на обучение в ИКИ.

2. Влияние мировоззрения на имидж человека.

3. Охарактеризуйте возможные пути формирования творческой личности в образовательной среде высшего учебного заведения.

4. Составляющие успешного студента.

5. Какими профессионально значимыми личностными качествами должен обладать будущий специалист в области культуры и искусства?

6. Критерии современного успешного человека.

За столами находились по четыре участника и фасилитатор (хозяин стола). Фасилитатор рассказывает об особенностях работы, правилах и ожидаемом результате. Каждая группа получает по листу флип-чарта и маркеру для записи идей. На листе написано название обсуждаемого вопроса. Как вариант, можно было записывать идеи на стикерах и клеить их на флипчарт.

Участники обсуждали обсуждаемый вопрос по 5 минут. Фасилитатор (хозяин) стола без критики фиксирует идеи, пытается разговорить, наблюдает процесс со стороны, фиксирует ответы, помогает сформулировать выводы и решения.

По команде организатора – Лабинцевой Л.П. – участники меняются столами (по часовой стрелке). Фасилитатор стола остается, приветствует новую команду, вводит в тему и рассказывает о том, что наработано прошлой группой. Новые участники дополняют список своими идеями. Для наглядности новые идеи записывали маркером другого цвета, в другом секторе листа.

Команды возвращаются за свои столы (те столы, за которыми они начинали работать) и подводят итоги обсуждения, систематизируют идеи, делают выводы и представляют их наглядно на листах флип-чарта на стенде.

Среди участников проекта: Иваненко Людмила, Плетнева Оксана, Пономарева Светлана, Сафина Алина, Астапущенко Алена, Астапущенко Надежда, Видющая Виктория, Мосьондз Екатерина, Мирошниченко Наталья, Назаров Владислав, Губин Вячеслав, Моисеенко Анна, Новичкова Ирина, Кулаковская Светлана, Фролова Анастасия, Гамаль Екатерина, Котова Диана, Бернацкая Юлия, Юргайте Евгения и др.

Среди фасилитаторов стола: доцент кафедры пения и дирижирования Воеводина Л.П., доцент кафедры культурологии, кино-, телеискусства Коночкина О.И., замдиректора по учебно-воспитательной работе Михайлова О.Н., замдиректора по социально-гуманитарной работе Дудник Е.В. и др.

Умение слышать окружающих – один из важнейших факторов успеха «World cafe». Синергия коллективного мышления включается, когда каждый стремится не только высказаться, но и услышать, понять точку зрения, возможно кардинально отличающуюся от своей. Это позволяет проявиться информации, которую сложно получить в беседе один на один, сделать явными скрытые знания в компании.

Еще Альберт Эйнштейн утверждал: «Мир нельзя удержать силой, его можно достичь лишь пониманием». А он ведь разбирался в законах мироздания.

Л.П. Лабинцева, и.о.зав.кафедрой

музыкознания и инструментальной подготовки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *